Аннотация. В результате быстрого развития и активного взаимодействия с соседними дисциплинами в визуальной антропологии продолжается дискуссия о предмете исследования, характеризующем ее специфику. Статья посвящена выявлению структуры и «иерархии» теоретических исследований этой научной дисциплины. В роли приоритетной цели рассматривается межкультурная ком-муникация на принципах моральной ответственности, осуществляемая при изу-чении культурных сообществ с помощью аудиовизуальных средств.Ключевые слова: визуальная антропология, структура, межкультурная коммуникация, аудиовизуальная информация, этика, эстетика Введение С момента первого использования термина «визуальная антрополо-гия» в названии книги (Collier 1967) прошло полвека. Если взять эту дату в качестве точки отсчета, то за такое относительно короткое время новое направление деятельности, родившееся как симбиоз антрополо-гии и кинематографа, стало модным и безграничным настолько, что «начало терять собственный предмет научного исследования». По крайней мере, так заявлено во введении первого из серии российских сборников под названием «Визуальная антропология», подготовленных группой авторитетных редакторов (Е. Ярская-Смирнова, П. Романов, В. Круткин) (Визуальная антропология 2007: 8). Действительно, даже при беглом знакомстве с оглавлениями становится ясно, что подавля-ющее число статей, написанных с позиций многих дисциплин, отража-ет самые разные подходы к анализу наблюдаемых явлений, рассматри-вая преимущественно фотографии, плакаты, рекламу, облик улиц и прочие визуальные артефакты. Если же речь заходит о кинематографе, то в основном об игровом, если об исследованиях, то чаще всего о со-циологических (Визуальная антропология 2007, 2009а, б, в) 1 . Об очевидности и неизбежности такого «расширительного» подхо-да, предполагающего взаимодействие визуальной антропологии с со-седними дисциплинами, имеющими более длительный период суще-ствования, говорили и участники дискуссии о сущности визуальной антропологии, организованной журналом «Антропологический форум» (Антропологический форум 2007: 6-108). Одним из основных доводов